PremiumBeat: Эффективное использование крупного плана
Кирилл Веселый
Крупные планы применимы в разных жанрах, от комедии до ужасов, но, как общее правило, вы должны использовать их умеренно.

Крупный план – один из самых распространенных инструментов визуального повествования, и при правильном использовании он является очень действенным. Это позволяет режиссеру-постановщику установить связь зрителя с субъектом на более глубоком эмоциональном уровне. Но если вы злоупотребляете этим приемом, эффект быстро исчезает, а фильм ощущается замкнутым и сжатым. Давайте рассмотрим несколько ситуаций, когда вам следует использовать крупный план, а когда нет.
~
Эмоциональное заражение
В «Catching Characters' Emotions» Эми Коплан рассуждает о непроизвольной психологической реакции, известной как «эмоциональное заражение», при которой человек будет копировать и, в некоторой степени, даже чувствовать эмоции окружающих его людей в нашем случае персонажей фильма. Коплан использует начальную сцену «Спасти рядового Райана», чтобы доказать свою точку зрения. В начале картины мы не знаем предыстории, характеров или мотивов персонажей. Но благодаря продуманному использованию крупных планов Спилберг связывает аудиторию с героями на эмоциональном уровне.

Первоначальные крупные планы заставляют нас «поймать» нужные эмоции, поэтому, когда действие в фильме разгорается, мы уже заинтересованы в судьбе персонажей. Коплан пишет: «Эмоциональное заражение – это не преднамеренный или интеллектуальный процесс, а процесс, который происходит непроизвольно и неосознанно». В этом и заключается сила крупного плана. Независимо от того, сработал ли сюжет, получилось ли у фильма захватить внимание зрителя, всегда есть вероятность, что правильно использованный композиционный прием поможет привлечь аудиторию к действию на экране.
~
Эмоциональная стойкость
Таким образом, крупный план можно использовать для привлечения и поддержания эмоционального внимание зрителей. Однако у этого подхода есть свои недостатки. Прежде всего, мы можем испытывать эмоции только до тех пор, пока мы не измотаны умственно и физически. Конечно, настрой сохраняется на долгое время, однако самые первые эмоции быстротечны. К тому времени, когда мы подходим к важному крупному плану, все они ощущаются одинаково.

Посмотрите этот короткометражный фильм «Uisce Beatha» об ирландце, который пропустил свой корабль («Титаник»), чтобы эмигрировать в Америку.

Фильм почти полностью снят крупным планом. Помимо того, что все кажется сжатым и неудобным, постановка кадра теряет свой эффект. Нет никакой разницы между крупным планом во время обычных разговоров главного героя и тем, когда его отец плачет. После такого длительного эмоционального заражения мы эмоционально устали. А к тому времени, когда зрители должны быть тронуты сценой с отцом, они уже вымотаны!

Данная задумка аналогична jumpscare. Если фильм ужасов полагается только на jumpscare, то большинство из нас в конечном счете перестанут проявлять интерес, и каждый последующий испуг будет все более предсказуемым и неэффективным. Посмотрите эту сцену из «Логова Дьявола". Мало того, что в фильме эффективно применяет крупный план, в нем также правильно используется jumpscare.
Правильное использование крупного плана усиливает jumpscare. Когда персонажи начинают спускаться по лестнице, камера отдаляется, позволяя нам на мгновение расслабиться от напряжения. Затем, внезапно, мы возвращаемся к крупному плану, когда жена доктора появляется из люка с испуганным выражением лица, которое отпечатывается в сознании зрителя. Это резкое изменение композиции вызывает беспокойство, и оно становится еще более сильным из-за эмоционального заражения, которое происходит, пока мы наблюдаем ужас на лице героини.
~
Контекст
Повествование зависит от контекста. Сюжетный поворот в финале «Шестого чувства» имеет небольшую силу без всех событий фильма, которые предшествуют ему. Коплан пишет: «Эмоциональное заражение приводит к синхронности между людьми, но этой синхронности недостаточно для понимания».

Вне контекста крупный план будет вызывать только переживание эмоции без ее понимания. Если бы начальная сцена «Спасти рядового Райана» состояла только из кадров с обеспокоенными лицами героев, то все, что мы почувствовали бы – беспокойство. Когда камера выдвигается, чтобы показать происходящее вокруг сражение, мы получаем контекст для этих эмоций и затем можем реально установить связь с персонажами. У зрителей есть возможность расти вместе с ними, а не просто имитировать эмоции действующих лиц фильма.

Когда это возможно, крупный план должен подчеркивать эмоции и мысли в более широком контексте. В «SuperПерцы» мы видим, что изменение композиции используется именно так.
В большей части сцены зрители видят средние кадры с персонажами в их окружении и то, как они взаимодействуют друг с другом. Камера приближается, чтобы подчеркнуть гнев, неверие и страх героев. Это является примером использования крупного плана как инструмента акцентирования.
~
Язык тела
Большая часть нашего межличностного общения зависит от языка тела. Он не только эмоционально подчеркивает слова и идеи, но и передает важные характеристики предметов на экране. То, как герои двигаются и ведут себя, очень важно для понимания того, кем они являются. Очевидно, что съемка слишком большого количества крупных планов ограничивает способность зрителей читать язык тела персонажей.

Сравните эти две сцены и то, как каждая из них справляется с крупным планом.
«Сайрус»
«Казино Рояль»
В обеих сценах роли исполнены очень хорошо, но в «Казино Рояль» мы видим больше средних и широких кадров. Это дает нам лучшее представление о двух персонажах, перемещающихся в пространстве (даже в ограниченном пространстве обеденного стола). В «Сайрус» зритель перенасыщен лицами Джона С. Рейли и Джоны Хилла за весь их разговор. Это создает ощущение, что герои являются практически неподвижными существами.
~
Крупный план для акцентирования
С небольшими дисплеями современных устройств легко привыкнуть к съемке крупным планом. Лицо, заполняющее экран телефона или телевизора в течение большей части часа, не так надоедливо, как лицо, заполняющее экран кинотеатра. Но независимо от размера картинки крупный план является мощным инструментом, который требует сдержанности.

Однако, как и в случае с любым искусством, «правила» - это всего лишь руководство. Это не означает, что крупные планы могут быть эффективными только в определенные эмоциональные моменты. Тем не менее, новый режиссер должен подходить к этому с определенной степенью уважения. Если нет тематической или повествовательной причины подобной постановки кадра (т.е. создавать чувство клаустрофобии, паранойи и т.д.), то избегайте привычки снимать целые кадры (или фильмы, если на то пошло) только в крупном плане. Используйте их с толком.

Крупный план - это интимный момент, взгляд в сознание персонажа. Найдите определенные обстоятельства, при которых его использование окажет наибольшее влияние.
~
Читайте также

Трехактная структура — это довольно старый сюжетный принцип, который остается популярным и по сей день. Его можно встретить практически везде: ...

Ни для кого не секрет, что большинство самых популярных фильмов снимают в США. Также киноиндустрия развита в Великобритании, Франции, Италии, Китае и других странах...

Не секрет, что для Альфреда Хичкока планирование и раскадровка играли не последнюю роль в создании фильма. Режиссер редко смотрел в видоискатель, потому что каждый кадр и каждая строка сценария были у него ...

Крупные планы применимы в разных жанрах, от комедии до ужасов, но, как общее правило, вы должны использовать их умеренно. Крупный план – один из самых распространенных инструментов визуального повествования, и при правильном использовании он ...

Made on
Tilda