Разбор: "Фрэнк" (2014)
НИКОЛАЙ ПЛИЕВ
Комедийная драма 2014 года, снятая Ленни Абрахамсоном, стала довольно необычной работой для Майкла Фассбендера, ведь почти весь фильм его персонаж (Фрэнк) носит маску-голову из папье-маше. Кроме того, драма рассказывает о вымышленной музыкальной группе The Soronprfbs, в которой герой Фассбендера является солистом. Картина, наполненная красочными пейзажами Ирландии, рассказывает о музыке и об искусстве в целом, а также о его месте в жизни человека.
~
Главный герой
Первое, что видит зритель в фильме – это главного героя Джона (Донал Глисон), жизнь которого ничем не примечательна, он мечтает стать известным музыкантом и писать свои песни, которыми можно будет гордиться. Переломным для него становится момент, когда он встречает участника группы The Soronprfbs и получает возможность присоединиться к ним. Весь фильм по сути является диалогом Джона со зрителем, который видит на экране только то, что видит и сам персонаж. С помощью появляющихся на экране постов в Твиттере главный герой как бы общается со зрителем, рассказывая о своем состоянии на определенный момент. Ничего не известно о его деятельности и жизни, ведь единственное, что его интересует – это музыка.

Несмотря на свою страсть к музыке, ему не получается понять, что делать, чтобы начать по-настоящему творить. Джон ищет вдохновение во всем, но не находит, потому что мир, как и его жизнь не наполнены чем-то особенным. Первые настоящие эмоции, которые проявляет в картине главный герой появляются, когда он в первый раз играет на сцене с Фрэнком и его группой.
~
Голова
Больше всего зритель обращает внимание на необычного персонажа Фрэнка, который носит голову из папье-маше и не снимает ее никогда, даже когда ест, ходит в душ или спит. У него даже есть документы, говорящие о том, что он болен и не может снять эту голову. При этом Фрэнк нормально уживается с этим и является солистом рок-группы, участники группы считают его гением. Сама идея фильма вдохновлена Фрэнком Сайдботтомом, комичной персоной Криса Сивея, английского музыканта и комика.

Очень странно то, что через несколько минут просмотра фильма легко привыкнуть к этому образу, который уже не кажется столь необычным. В этом есть некоторое проявление индивидуальности, самовыражение и гармония с самим собой, и то же самое мы видим в музыке группы Фрэнка – она очень необычна, но они не слишком стремятся за популярностью и не разговаривают об этом.
~
Сюжетная линия
Эта часть содержит спойлеры

Можно проследить за тем, как меняется музыка группы The Soronprfbs в течение фильма: от неразборчивой музыки с кучей электроники и непонятными словами песен она постепенно переходит в гармоничное звучание, которое мы можем услышать в финальной песне «I love you all», которая в сущности является абсолютной импровизацией. Тогда зритель думает не только о том, что все гениальное – просто, но и также о том, что все это время Фрэнк искал себя, вернувшись к первоначальному облику – сняв свою маску, он наконец нашел самого себя не во внешних проявлениях, а во внутренних. Режиссер дает нам понять, что искусство – это прежде всего естественность и свобода.

Свободу и самовыражение ищет также и главный герой, который предлагает свои сочинения группе, но те не обращают внимание на его творчество, считая, что Фрэнк – единственный, кто может действительно творить. Веря в то, что Фрэнк станет для них примером для подражания, участники группы не хотят верить в свой талант, и все разваливается именно тогда, когда и сам Фрэнк показывает подавленность и растерянность, не желая заниматься музыкой. Весь сюжет картины можно воспринимать как поиск главным героем вдохновения, необходимого ему, в результате чего он возвращается туда, откуда пришел – он покинул группу, поняв, что ему не нужен другой человек для того, чтобы начать творить.
~
Музыка и окружающий мир
В фильме возникают вопросы о том, чем вообще является музыка в нашей жизни, а также о ценностях в искусстве. Зрителю очень точно показывают, что музыка, как и любое искусство – это не только талант, но и ремесло, требующее терпения и труда. «Genius is one percent inspiration, ninety nine percent perspiration», – Томас Эдисон. Кроме того, с музыкой связано много эмоций, которые неоднократно показываются в фильме.

Что вообще считается настоящим искусством? Какую музыку можно назвать хорошей? Главный герой, как и мы, размышляет об этом в поисках ответов. «Фрэнк» показывает человеку то, что в музыке дело не в славе, не в необычности, не в виртуозности, а скорее в искренности и естественности самоподачи. Для кого-то естественность наступает со славой, для кого-то – в грязном безлюдном баре, который показан в конце фильма.

Кроме того, маска Фрэнка в сущности является занавесом, отделяющим его от внешнего мира. Могут ли как человек, так и музыка существовать без окружающего мира? Отдалившись от общества в одиноком доме, Джон продолжает выкладывать в интернет видео со своей музыкальной группой. Группа, узнав об этом, относится к идее с осуждением, и тут возникает конфликт между двумя позициями. В отличие от главного героя, Фрэнк не жаждет славы и приходит в состояние апатии после выхода на большую сцену. Он воспринимает музыку по-своему.

Восприятие внешнего мира с одной стороны зависит от самого внешнего мира, а с другой стороны – это личное восприятие, которое опирается только на внутреннее состояние человека. В этом проявляется линия саморазвития персонажей фильма – приход к собственному понимаю окружающих их вещей. И тут можно понять: главный герой не находил вдохновение в вещах не потому, что они неинтересны, а скорее потому, что не мог понять свое положение среди них.
~
Заключение
«Фрэнк» не дает никаких точных ответов на вопросы, которые возникают перед зрителем. Это фильм, позволяющий задуматься о собственных вопросах и начать искать на них ответы. В конечном итоге, сам Фрэнк – это безликий человек, который может символизировать каждого из нас, со своими проблемами и ценностями, старающихся найти в жизни собственное звучание. И этот персонаж дает нам понять: не стыдно быть странным – стыдно избегать своей натуры.

В заключение предлагаем Вам посмотреть финальную сцену фильма:
С другой стороны, чтобы спасти город, Бэтмену зачастую приходится принимать неоднозначные и порой даже аморальные решения. Именно он без какого-либо разрешения проводит операцию на территории чужого государства, похищает человека, а также несёт полную ответственность за слежку над простыми и невинными гражданами. Его действия и методы борьбы с преступностью далеки от классического представления героя (особенно с приставкой "супер-").

В этом контексте также особенно важна история Харви Дента, как человека, который в самом начале фильма представлял исключительно положительного персонажа — "Белого рыцаря" Готэма. Однако, как показал Джокер, под давлением обстоятельств даже самая светлая личность способна сломиться. Тем не менее, в этом фильме Дента нельзя назвать классическим злодеем. В конце концов, история Харви довольно трагична и заставляет сопереживать. Он выступает в качестве одинокого сломленного персонажа, желающего отомстить за смерть своей любимой. Таким образом, Кристофер Нолан будто оправдывает злодея Двуликого, показывая зрителю, что это лишь неудачное стечение обстоятельств, которое его погубило и которое может случиться с каждым из нас.
~
Читайте также

Ни для кого не секрет, что большинство самых популярных фильмов снимают в США. Также киноиндустрия развита в Великобритании, Франции, Италии, Китае и других странах...

Трехактная структура — это довольно старый сюжетный принцип, который остается популярным и по сей день. Его можно встретить практически везде: ...

Ни для кого не секрет, что большинство самых популярных фильмов снимают в США. Также киноиндустрия развита в Великобритании, Франции, Италии, Китае и других странах...

Британский научно-фантастический фильм 2015 года, первая работа в качестве режиссера Алекса Гарленда, получил много наград и номинаций, в том числе «Оскар» за ...

Российский драматический фильм режиссера Бориса Хлебникова, участник основной конкурсной программы фестиваля «Кинотавр», обладатель Гран-при, приза за лучшую ...

Made on
Tilda