BLICKK
Становление: Андрей Тарковский
АРТЕМ КРИВЕНКОВ
Мы не созданы для счастья, есть вещи важнее, чем счастье
Гений кино, модернист, создатель медленного кинематографа. Практически каждый серьёзный современный режиссер подчеркивает его влияние. Сегодня любой фильм с неспешным повествованием в той или иной степени воспринимается как отражение его творчества.

Как вы могли понять, в этой статье мы поговорим об Андрее Тарковском. Обсудим, каким было его творческое становление, а также попытаемся узнать, смог ли он приблизиться к трансцендентному и найти Бога в своих исповедальных фильмах.
~
Детство
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской Промышленной области. Его отец, Арсений Александрович, был известным поэтом и переводчиком, а мать — писательницей.

Когда Андрею было три года, отец ушел из семьи. Это событие сильно повлияло на будущего режиссёра и впоследствии нашло отражение в его творчестве. Стоит отметить, что их отношения складывались непросто на протяжении всей жизни.
Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушёл из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И всё-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери.
Большую часть жизни Тарковский прожил в Москве, однако дом в Юрьевце навсегда остался для него отчим. Позже этот образ не раз появлялся на экране в фильме «Зеркало» (1975). В работе, которая считается очень личной для режиссёра.
Наша сложная жизнь, приготовляя каждому из нас какую-то весьма определенную роль, ставит нас в условия, благодаря которым развиваются лишь те черты нашей души, которые помогают развиваться нам в этой роли. Остальная часть души гибнет. Отсюда неконтактность. Здесь психология в совокупности с социологией порождают страх, неверие, подлость и гибель надежд
Что касается школьного образования, то с семи лет Андрей посещал районную музыкальную школу. Позже он записался в художественное училище, где занимался рисованием. В свою очередь, к школьным предметам Тарковский большого интереса не проявлял.
~
Университетские годы
В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения. А в 1953 году работал в геологических партиях.
В своё время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет… Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром
Вернувшись из экспедиции в 1954 году, Тарковский подал документы во ВГИК и был принят на режиссёрское отделение в мастерскую Михаила Ромма. Это было время Хрущевской оттепели. Молодым режиссерам, актерам, сценаристам давали больше свободы. Пришла западная культура. Андрей смотрел фильмы итальянского неореализма, французской новой волны. Именно тгда его заинтересовала идея авторского кино. Сильное влияние оказали на него Ингмар Бергман, Луис Бунюэль, Робер Брессон, Акира Куросава и Федерико Феллини.
В 1956 году Андрей Тарковский совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку снимает по рассказу Хэмингуэя свой первый фильм «Убийцы». Интересно, что в этом же году на большой экран выходит один из первых фильмов Стэнли Кубрика «Убийство». Многие историки кино сравнивают творческие пути этих двух великих режиссеров, проводя параллели. Например, между фильмами «Солярис» и «Космическая Одиссея 2001».

Затем Андрей снимает свой второй короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет», а на третьем курсе знакомится с Андроном Кончаловским. С этого момента начинается их творческая дружба.

Получив разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы, Тарковский привлёк к съёмкам молодого оператора Вадима Юсова, который позднее будет работать над фильмами «Иваново Детство», «Андрей Рублев» и «Солярис». Кстати, в 1961 году дипломная работа Тарковского получила приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.
Там, где речь идет о преднамеренной установке «на зрителя», там речь идет об индустрии развлечения, о зрелище и массах — о чем угодно, но только не об искусстве...
~
Иваново детство
Первой полнометражной постановкой Андрея Тарковского стал фильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван». Пронзительная история мальчика, в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию. На Венецианском кинофестивале картина была удостоена главной награды «Золотой лев».

Примечательно, что Ингмар Бергман особенно положительно отзывался об этом фильме и дальнейшем творчестве Тарковского:
Тарковский — величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон
Стоит заметить, что уже в первом полнометражном фильме Тарковского зарождается уникальный киноязык режиссёра. Медленные планы с насыщенным задним фоном, которые напоминают картины Брейгеля. Незаметные переходы между сном и реальностью. Настолько незаметные, что, возможно, эта грань и стирается.

Помимо Бергмана, также положительно о фильме отзывался Жан-Поль Сартр. Так вышло, что во время своего визита в Москву французский философ присутствовал на премьере «Иванова детства». В столице он встретился с Тарковским и Кончаловским, а затем дал высокую оценку фильму в зарубежной прессе. Кроме того, 13-кратный номинант на премию «Оскар», британский оператор Роджер Дикинс считает операторскую работу Вадима Юсова в фильме величайшей в истории. Сам же Андрей Арсеньевич через 12 лет вспоминает о своей картине следующим образом:
Во-первых, там очень плохо играет мальчик. Очень плохо. Во-вторых, она претенциозна — в том смысле, как если бы пианист играл, нажав правую педаль и не отпуская ноги: все педалировано, все акцентировано чересчур, все чересчур выразительно. Так сказать, сразу все тридцать два зуба актер показывает — я имею в виду автора, самого себя. Все сделано чересчур, без чувства меры...Но она, эта картина мне дорога как первая моя самостоятельная работа
~
Андрей Рублёв
Важно отметить, что именно благодаря успеху своего первого фильма, Тарковскому позволили поставить монументальную ленту «Андрей Рублев». В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывалась двойственность костюмно-исторического эпоса и авторского фильма-проповеди.

Съёмки начались в 1964 году и продолжались больше года. Работа над фильмом продвигалась медленно и сложно. Советские чиновники от искусства усмотрели в нём невыгодные параллели с современной действительностью. Многих из них раздражала и непривычная форма киноленты. Фильм подвергался цензуре со стороны власти. Однако новая картина Тарковского сразу стала большим событием в мире кинематографа.
Человек, который не стремится к величию души, — ничтожество
Все творчество Андрея Арсеньевича Тарковского есть строительство Храма души. И отчетливо это строительство началось с «Андрея Рублева». Есть режиссеры, способные снимать абсолютно любые фильмы с разных позиций. Тарковский же был их полной противоположностью. Можно сказать, что он все время снимал один и тот же фильм. Главные для него темы встречаются нам во всех его произведениях в большей или меньшей степени: взыскание совести, торжество вознесения, покаяние перед смертью, искупление, жертвоприношение, трансцендентное и недостижимость счастья без сильной веры и так далее. Андрей Арсеньевич, вероятно, имел собственную твердую позицию о мире. Его мировоззрение отражалось в каждом его фильме.
Запад кричит: «Это я! Смотрите на меня! Послушайте, как я страдаю, как я люблю! Как я несчастлив, как я суетлив! Я! Мое! Мне! Меня!». Восток ни слова о самом себе! Полное растворение в Боге, Природе, Времени. Найти себя во всем! Скрыть в себе все!
В 1969 году французская фирма, получившая права на зарубежный прокат «Андрея Рублёва», показала его вне конкурса на Каннском кинофестивале. Там он был удостоен приза ФИПРЕССИ. Спустя два года после международного успеха, 19 октября 1971 года фильм был наконец выпущен в советский прокат ограниченным числом кинокопий и с тех пор практически не сходил с экрана.
~
Солярис
В 1970 году после почти пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съёмкам фильма «Солярис» по одноименному роману Станислава Лема. Картина выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с кино как искусством репродуцирования реальности. Тарковский также ищет единение человеческих и механических начал. Сам же он добавляет:
Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее
В 1972 году «Солярис» был показан на Каннском кинофестивале. В этот раз кроме Специального приза жюри, фильм также получил Приз экуменического жюри. В 1973 году фильм вышел в советский прокат.
~
Заключение
После этого Андрей Тарковский снял еще четыре фильма. Два в СССР и два, уже после эмиграции. В них он продолжал искать ответы на самые сокровенные и важные для него вопросы. Гениальный режиссер, ставший великим поэтом и одновременно художником кинематографа. Он скончался от рака легких в Париже 29 декабря 1986 года на 55-м году жизни.

Тарковский успел снять всего семь фильмов, но каждый из них остался колонной, поддерживающей храм кинематографического искусства. Его влияние невозможно переоценить. Однако одно можно сказать точно: если вы хотите узнать, кем же был Андрей Арсеньевич Тарковский на самом деле, то в первую очередь стоит посмотреть его фильмы.
Кино — это искусство, способное создать нетленные шедевры, подобные тем, которые уже были созданы в свое время, на которые следует равняться
~
О Тарковском
~
Читайте также

Анджело Бадаламенти – американский композитор итальянского происхождения, музыку которого нетрудно узнать людям, хоть немного знакомым с творчеством Дэвида Линча. Композитор родился 22 ...

В честь дня рождения Вуди Аллена сегодня мы предлагаем вам посмотреть занимательное интервью под названием "12 вопросов с Вуди Алленом"...

Взяли небольшое интервью у перспективного сербского актёра Милана Марича, исполнителя главной роли в фильме "Довлатов". Поговорили с ним о впечатлениях с Берлинского международного фестиваля и ...

Культовая картина перевернула представление людей о хоррор-жанре

Планирование и раскадровка играли для режиссёра важную роль. Он старался учесть все детали своих фильмов именно на этапе

1980-е стали пиком кризиса полнометражной анимации. Телевидение торжествовало, студии несли убытки. Однако один фильм изменил всё

О значении метафор и общей философии фильма от Джима Джармуша

Как работает эта индустрия, её история и какие приёмы используют дрессировщики

Made on
Tilda