BLICKK
Апокалипсис Копполы: Страх и безумие на съемках «Apocalypse Now»
ДИАНА ХАФИЗОВА
Тут такое дело! В честь 40-летия "Апокалипсиса сегодня" ИНОЕКИНО вернула этот культовый фильм на большой экран. Мы просто не могли пройти мимо этого знаменательного события и решили написать для вас интересный материал о создании этого фильма! Статья о нервных срывах, алкоголе, наркотиках, трупах, сердечных приступах и Марлоне Брандо.

А так, искренне советуем сходить на "Апокалипсис сегодня"! Смотреть такое кино на большом экране и в высоком качестве – прекрасный и завораживающий опыт. Начиная от вступительной сцены в отеле и заканчивая монологом Брандо про ужас. Фильм воспринимается совсем иначе, а время пролетает незаметно. Так что не пропустите такую возможность!

Купить билеты можно по этой ссылке
«Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы вошел в историю кинематографа как самый безумный и хаотичный в плане кинопроизводства проект, который когда-либо создавался.
«Мой фильм – это не фильм. Мой фильм не о Вьетнаме. Это и есть Вьетнам. Это то, на что это было похоже. Настоящее безумие. То, как мы его создавали, было очень похоже на то, как американцы вели бои во Вьетнаме. Мы были в джунглях. Нас было слишком много. У нас имелся доступ к слишком большим деньгам, чересчур большому количеству оборудования, и мы мало-помалу сходили с ума» – Фрэнсис Форд Коппола.
История фильма берет свое начало в 1969 году, когда Джоном Милиусом был написан сценарий по мотивам книги Джозефа Конрада «Сердце тьмы». На начальных этапах создания проект планировался как картина Джорджа Лукаса, чьей идеей было вести съемки прямо во Вьетнаме и создать киноленту в партизанской манере. Но какая студия пойдет на такой риск, когда коммерческий успех проекта был под большим сомнением, а работа на месте реальных боевых действий – настоящая угроза для съемочной команды?
Только в 1974 году Фрэнсис Форд Коппола решает возродить идею «Сердца тьмы», но, получив отказ от первых инициаторов производства картины, он решает взять все в свои руки. Режиссер был настолько воодушевлен сценарием Милиуса, что вкладывает в проект свои собственно заработанные на предыдущих фильмах деньги, чем обеспечивает для себя полный контроль над процессом и свободу действия на съемках будущего шедевра.

По планам создателей работа в филиппинских джунглях не должна была занять более 14 недель, однако и здесь съемочную команду поджидала неудача. Как и задумывалось изначально, в марте 1976 года производство «Апокалипсиса сегодня» получило свой старт, но съемки окончательно закончились лишь в августе 1977 года!

С одной из первых проблем в производстве фильма режиссер столкнулся в мае 1976 года, когда на место съемок обрушился сильный тайфун Ольга, нанесший многочисленные повреждения по всей съемочной площадке. Было затоплено большинство декораций, разрушены целые палатки полные реквизита и оборудования, что заставило временно остановить процесс. Через некоторое время, которое Коппола провел в Сан-Франциско, разрабатывая дальнейший план съемок, к работе в Филиппины не вернулась уже достаточно большая часть команды. Многие просто не верили в то, что фильм получится доснять до конца. Даже главный актер Мартин Шин не был готов вернуться в съемочный процесс. Впрочем, это было лишь начало безумств и поистине страшных событий «Апокалипсиса сегодня».
Начнем с того, что Мартин Шин не был ни первым и даже не вторым кандидатом на роль капитана Бенджамина Л. Уилларда. Актер присоединился к съемкам в джунглях только после двух недель с их начала, так как Харви Кейтель, нанятый на главную роль прежде, был уволен. Именно тогда режиссер вернулся в Калифорнию и нашел Мартина Шина. Однако он даже не был ранее включен в первоначальный список, тех, кого Коппола хотел видеть в роли Уилларда. Перед съемками от проекта отказались Стив Маккуин, Джек Николсон, Джеймс Каан, Томми Ли Джонс и Аль Пачино.

Мартин Шин приступил к работе над картиной в разгар личной алкогольной зависимости, которая глобально повлиял на его дальнейшее пребывание в процессе съемок. Уже до этого производственный комплекс «Апокалипсиса сегодня» был полон алкоголя, наркотиков, сумасшедших вечеринок и болезней.

В один из съемочных дней Шин прибыл на работу абсолютно пьяным, тогда было решено снять эпизод из номера в отеле. Та сцена была полной импровизацией под влиянием алкоголя. Команда боялась, что в нетрезвом состоянии актер может повредить аппаратуру, кинуться на людей, однако происходящее в кадре безумие не останавливало ни режиссера, ни исполнителя. Съемка продолжалась даже тогда, когда Мартин Шин вышел из-под контроля и ранил себя, разбив кулаком зеркало.
Филиппины стали для съемочной команды самым настоящим Адом на Земле. Жара не давала спокойно жить и работать, но именно среди бескрайних и диких лесов Фрэнсис Форд Коппола обрел поддержку и помощь от правительства.

Изначально фильм должен был сниматься при поддержке Пентагона: режиссер смог бы снимать фильм возле американской базы с возможностью использования военного оборудования. Но идея Копполы шла вразрез с позицией государства, поэтому, отказавшись от вмешательства в свой проект чужих продюсеров, режиссером было принято решение снимать «Апокалипсис сегодня» на землях филиппинских джунглей. Схожая с Вьетнамом природа и климат, дешевая рабочая сила и согласие на использование вертолетов – все это сыграло в пользу Филиппин. Местный диктатор дал разрешение на аренду военного оборудования вместе с пилотами, но удачной сделкой это казалось недолго.

В стране в это время велась гражданская война, что достаточно сильно тормозило кинопроизводство. Дело в том, что правительство нередко изымало вертолеты у Копполы, случалось даже так, что полностью готовую для съемки сцену прерывали на неопределенный момент, пока оборудование снова не вернут на площадку. К тому же каждый раз предоставляли новых пилотов, поэтому перед съемочным днем создателям фильма приходилось объяснять концепцию эпизода заново.

В итоге это вызывало множество проблем и недочетов в кадре, так, например, из 20 вертолетов лишь четверть из них попадала в кадр на нужном моменте, а остальные просто пролетали мимо. Однако, несмотря ни на что, легендарный эпизод «Полет Валькирии» вошел в историю кино как самый масштабный в кинематографе и в фильмографии Фрэнсиса Форд Копполы. Сцену удалось снять при помощи 4,5 тыс. литров бензина и небольшого леса, который сожгли примерно за 90 секунд.
Процесс кинопроизводства постоянно претерпевал неограниченные по продолжительности перерывы, которые сказывались на состоянии всей съемочной команды. В утомляющем ожидании между работой Коппола постепенно впадал в депрессию и чувствовал, что сходит с ума, остальные же во главе с Деннисом Хоппером глобально употребляли наркотические вещества и творили настоящее безумие для собственного развлечения.

Хоппер стоял среди всего этого хаоса. Это был человек, живший на ежедневной диете из рома, пива и кокаина. Постоянные вечеринки в отеле, сказались на работе актера. Так вместо роли военного, примкнувшего к Курцу, Хоппер стал играть хиппи-фотографа, ведь, находившись под постоянным воздействием наркотиков, он не был способен запоминать и отыгрывать сложные сцены.
Одним из самых непредвиденных и затяжных перерывов в работе над фильмом стал момент, когда на съемочную площадку прибыл Марлон Брандо. Будучи на тот момент одним из самых знаменитых людей Голливуда, актер потребовал огромный гонорар за запланированную неделю съемок, на что Коппола согласился, заплатив $3 млн. и пообещав процент от сборов. Как бы то ни было, появление главной звезды «Апокалипсиса сегодня» стало сильным ударом для режиссера.

Во-первых, Брандо совсем не подходил на роль бледного и исхудавшего психопата Курца, так как на площадку актер приехал в совершенно неподобающем виде. Он часто был пьян и прибавил в весе настолько, что ничего из подготовленного гардероба уже не подходило ему по размеру. Во-вторых, исполнитель роли полковника Курца не имел ни малейшего понятия о сюжете картины. Сценарий совсем не понравился Марлону Брандо, поэтому он специально не учил реплики, иногда даже игнорировал съемочный процесс, а однажды и вовсе пришел на площадку, обрив голову.

Таким образом съемки затянулись на три недели, которые ушли на споры Копполы и Брандо по поводу персонажа. Производство задерживалось, бюджет все больше выходил за пределы финансовых возможностей. Взгляды на главного злодея картины у исполнителя и режиссера были совершенно разными, к тому же, Марлон Брандо не хотел показывать своего лишнего веса в кадре, что значительно усложняло ситуацию.

Решение проблемы было найдено благодаря оператору фильма Витторио Стораро, который предложил изобразить Курца не тощим убийцей, а огромным таинственным гигантом, главенствующим в храме среди многочисленных трупов и туземцев. Лицо Марлона Брандо подсвечивалось, остальное затемнялось, а для общих планов брали высокого дублера. Конфликт был исчерпан, и сцены с Курцем отсняли уже через две недели. Сценарий, однако, так и остался для Брандо неизвестным, все сцены были им сымпровизированы, что даже больше понравилось Копполе.
К слову, снимая сцены в храме Курца, раскрылось еще одна шокирующая находка на съемках «Апокалипсиса сегодня». В один из дней супруга Мартина Шина сообщила о том, что территория храма чересчур усыпана мусором, все источало ужасный запах и доставляло дискомфорт при работе. Реквизитор заявлял, что мертвые крысы и антисанитария создают реальную атмосферу, однако не смог удержать в тайне то, что на кинопроизводстве присутствовали настоящие человеческие трупы! Такого не ожидали ни создатели фильма, ни полиция. Арестовывать съемочную группу местные правозащитники не стали, они быстро поймали местного грабителя могил, и уже скоро место съемок заполонила бутафория.
«Я понял, что схожу с ума, что не я снимаю фильм, а фильм снимается сам. Или это ожившие джунгли снимают его для меня»

Хаос все больше поглощал филиппинские джунгли, съемки становились невыносимыми, жара не позволяла разумно мыслить, люди сходили с ума и все глубже погружались в наркоманию и алкоголизм. Фрэнсис Форд Коппола во время работы над фильмом потерял в весе более 45 килограмм, несколько раз он даже угрожал самоубийством.

В Голливуде уже разнеслись слухи о том, что фильм так и не будет выпущен в прокат, в прессе работу Копполы стали называть «Апокалипсис никогда», а создателя считали сумасшедшим, который готов поставить на кон все ради своего безумного проекта. Режиссера сводило с ума бесконтрольное кинопроизводство, иногда он впадал в депрессии, но его энтузиазм не угасал.

Наоборот, желания Копполы иногда поражали съемочную команду! Режиссер был настолько увлечен своим детищем, что не обращал внимания ни на запредельные суммы, которые он вкладывал в работу, ни на время, потраченное на создание картины. Факт того, что в бюджет «Апокалипсиса» вошел уже заложенный дом Копполы, не отражался на его амбициях. Съемки продолжались, декорации строились, а команда создателей продолжала находиться под палящим солнцем, сменяя кокаин на алкоголь.
Самым ужасным событием для Копполы стала угроза жизни главного актера. Мартина Шина нашли ползущего по дороге, после того, как на пробежке он перенес сердечный приступ. На здоровье Шина сказались алкоголь, курение и тропическая жара. В этот день съемочная группа не только чуть не потеряла исполнителя главной роли, но и режиссера картины, который был сражен эпилептическим припадком от этой новости.

Шин вскоре вернулся на съемочную площадку, но теперь на крупных планах его заменял брат, который был внешне похож на Мартина и обладал схожим голосом. Он появляется под конец фильма и озвучивает некоторые диалоги Уилларда.

В процессе съемок Мартин Шин часто говорил друзьям, что по-настоящему готов умереть каждый день, тропическая жара сильно влияла на здоровье актера. Шин уверял, что работа над этим фильмом была самым ужасным испытанием в его жизни.
Обо всех трудностях на съемках «Апокалипсиса сегодня» рассказано в дневниках и записях Элеоноры Копполы, на основе которых в 1991 году был создан документальный фильм «Hearts Of Darkness: A Filmmaker's Apocalypse». Его авторами стали документалист и жена Фрэнсиса Форд Копполы и Джордж Хикенлупер. В картине содержатся не только видеоматериалы со съемочного процесса, но и реальные истории из интервью с создателями киноленты.

«Апокалипсис сегодня» поистине признан одной из самых величайших картин в истории кинематографа. Коппола верил, что его работа станет неким проводником для зрителя в ужасные события войны, он видел в своем фильме реальный опыт сражений и жизни на поле боя. Возможно, именно два года безумия и анархии при создании своего шедевра, позволили ему добиться такого результата. Режиссеру пришлось самому испытать ужасы подобные апокалипсису, прежде чем воспроизвести на большие экраны реалистичную картину необыкновенного путешествия через военный хаос.
~
Читайте также

Анджело Бадаламенти – американский композитор итальянского происхождения, музыку которого нетрудно узнать людям, хоть немного знакомым с творчеством Дэвида Линча. Композитор родился 22 ...

Пять вопросов о венграх в мировом кино. При поддержке 5-го фестиваля CIFRA

Как работает эта индустрия, её история и какие приёмы используют дрессировщики

Эрнст Ингмар Бергман родился 14 июля 1918 года в Швеции, в городе Уппсала. Он рос в религиозной семье вместе со старшим братом Дагом и младшей сестрой Маргаретой. В детстве Бергман был очень болезненным ребёнком и проводил много времени у своей ...

10-15 апреля наши друзья из Cool Connections проводят 8-й фестиваль «Новое кино Австрии». Обязательно заглядывайте!

Made on
Tilda