BLICKK
Обзор новых технологий в кинопроизводстве
МИХАИЛ ФИЛИППОВ
Ни для кого не секрет, что киноиндустрия развивается семимильными шагами: кассовые рекорды бьются с каждым годом, бюджеты у фильмов стремительно растут, а компьютерная графика становится всё более и более невероятной. На фоне такого динамичного прогресса особенно интересно порассуждать о том, как будет выглядеть кинематограф в будущем.

По этому поводу BLICKK проанализировал несколько примеров использования современных технологий в кинопроизводстве, начиная от нейронных сетей и заканчивая виртуальной реальностью. Давайте узнаем, как используются технологические инновации в киноиндустрии прямо сейчас, и каким именно образом они могут изменить кино будущего.
~
Нейронные сети №1
Использование: Упрощение процесса создания компьютерной графики

Когда речь заходит о новых технологиях, тема нейросетей и искусственного интеллекта кажется особенно популярной в последнее время. За этот год мы прочитали немало новостей, рассказывающих о невероятном прогрессе в этой области. За этот небольшой промежуток времени нейросети научились заменять фон на любой фотографии, распознавать людей по походке, заставлять их танцевать на видео и многое-многое другое. Что касается сферы кино, то здесь особенно интересны возможности нейросетей при замене лиц.

Всё началось в конце 2017 года с алгоритма deepfakes для создания фейковых порнороликов со знаменитостями. Тогда пользователь Reddit показал, как нейросеть может заменять лица людей на видео таким образом, чтобы они наиболее органично выглядели в динамике. Для решения этой задачи алгоритм использовал специальную библиотеку, состоящую из множества различных фотографий, и работал по принципу "масок" в Instagram Stories.
Создание deepfakes вызвало массу споров среди общественности. Большинство вопросов к алгоритму касалось этических и правовых аспектов производства подобных видео. Однако как бы то ни было, со временем deepfakes привлёк внимание не только из сферы порноиндустрии, но и обычных пользователей, которые стали использовать нейросеть в различных областях ради забавы.

В начале 2018 года энтузиасты с того же Reddit начали создавать развлекательные ролики, связанные с кино. Они брали отрывки из известных фильмов ("Индиана Джонс", "Человек из стали" и многие другие) и заменяли главных героев картин на Николаса Кейджа. Это был довольно забавный опыт, который привлёк немало внимания к возможностям использования алгоритма deepfakesв кинопроизводстве. Так, с помощью нейросети очередной пользователь Reddit решил попробовать "омолодить" принцессу Лею Органу в фильме "Изгой Один" (2016). В результате на YouTube вышел ролик, сравнивающий два варианта молодой Кэрри Фишер.
Конечно, можно долго спорить, какая версия оказалась лучше. Однако стоит принять во внимание тот факт, что над компьютерной графикой к фильму "Изгой Один" работала целая команда профессионалов с огромным бюджетом из студии IndustrialLight& Magic. Что же касается нейросети, то это заслуги лишь одного энтузиаста, который решил развлечься в свободное время и справился с задачей всего за полчаса. К слову, спустя несколько месяцев этот же алгоритм вернул молодого Харрисона Форда на роль Хана Соло. Оба ролика далеки от идеала и им требуются существенные доработки, но вряд ли кто-то будет спорить, что результат, которого получилось добиться всего за полгода, явно впечатляет.
Таким образом, уже сейчас нейросети способны значительно сократить издержки на создание компьютерной графики. В перспективе они также смогут радикально изменить общий процесс производства визуальных эффектов. Да, на данный момент возможности нейросетей в области создания графики совсем не идеальны. Однако вполне возможно, что уже спустя несколько лет эта технология может стать отличным вариантом для малобюджетных картин. Почему нет?
~
Нейронные сети №2
Использование: Упрощение монтажа и написания сценария, создание фильмов

Совершенно другим, но не менее впечатляющим примером использования нейросетей в кинопроизводстве можно назвать проект от новостного Интернет-издания Ars Technica, посвященного теме IT. Его представители сняли короткометражный фильм под названием "Sunspring" (2016). Сюжет картины рассказывает историю трёх персонажей, которые живут в недалёком будущем. В свою очередь, главную роль в короткометражке сыграл известный канадский актёр Томас Миддлдитч ("Кремниевая долина"). Казалось бы, фильм не представляет собой ничего особенного. Однако дело в том, что весь сценарий к нему был написан искусственным интеллектом, ботом по имени Бенджамин.

Над созданием алгоритма работали режиссёр Оскар Шарп и профессор Нью-Йоркского университета в области компьютерных технологий Росс Гудвин. В течение всего 48 часов созданный ими бот Бенджамин обработал порядка 200 различных сценариев Sci-fi фильмов и создал свой: со всеми прописанными персонажами и диалогами. Затем "сырой" вариант сценария был обработан Шарпом, который в конечном итоге собрал актёров и срежиссировал "Sunspring". В результате получилась занимательная короткометражка, весь сценарий к которой был написан нейросетью. Это, несомненно, впечатляет, но в этом году Ars Technica пошла ещё дальше.
Компания усовершенствовала Бенджамина таким образом, чтобы бот самостоятельно мог не только написать сценарий к фильму, но и полностью его снять. Для этого алгоритму были предоставлены заранее подготовленные ролики с реакциями актёров на "зелёном" фоне, а также целая база с сотнями различных фильмов. Кроме того, создатели Бенджамина предложили ему следующие входные данные для анализа:

  • Название: "Zone Out";
  • Диалог: "Они хотят назвать это Адамом. Серьёзно";
  • Действие: "Персонаж держит линзу и поворачивает её, чтобы отразить яркий свет";
  • Научная идея (Опционально): Генетический вирус, который атакует только беременных женщин.

Таким образом, "Zone Out" была почти полностью создана ИИ. С помощью наводок бот самостоятельно написал сюжет, диалоги, выбрал сцены и определил выражения лиц актёров. Более того, он же занялся озвучкой персонажей, музыкальным сопровождением и монтажом картины. К слову, наверняка пригодился и алгоритм deepfakes, который подставлял "нужные" выражения лиц с помощью большой библиотеки фотографий.

Опять же, конечно, нейросети ещё совсем далеки от идеала. Крайне маловероятно, что они смогут "снять" качественный полнометражный фильм в течение следующих пяти-десяти лет. Тем не менее, этот интересный кейс от Ars Technica показывает новые увлекательные возможности использования нейросетей в кино. Он также даёт понять, что при правильных наводках и серьёзном подходе, нейросети способны помогать режиссёрам, монтажёрам и сценаристам в работе над фильмом. Ну, или вместо помощи они научатся делать всё сами и оставят нас всех без работы.
~
Облачные технологии
Использование: Одновременный монтаж и параллельная работа над фильмом

Удивительно, но некоторые изменения, которые влияют на стремительное развитие кинематографа, остаются незамеченными. Конечно, многие из них не такие эффектные и будоражащие воображение, как искусственный интеллект, но всё же их влияние нельзя недооценивать. В качестве одного из примеров "теневых" инноваций, меняющих кинопроизводство прямо сейчас, можно привести облачные технологии.

На сегодняшний день рынок предлагает нам целый ряд различных качественных облачных сервисов: iCloud, Google Drive, Dropbox, Яндекс.Диск и многие другие. Такие сервисы позволяют хранить данные в сети и не беспокоиться о том, что они будут потеряны на физическом носителе. Кроме того, подобные онлайн-хранилища дают возможность настройки общего доступа для просмотра и редактирования материалов в реальном времени, что бывает очень удобно при коллективной работе. Также стоит отметить, что многие из них предоставляют высокий уровень защиты данных.

С точки зрения кинопроизводства, облачные технологии особенно интересны в области постпродакшена. С помощью высокоскоростных облачных сервисов несколько команд из разных точек мира могут одновременно заниматься вопросами монтажа и создания визуальных эффектов. Профессионалы получают возможность решить все необходимые задачи в сети и при этом существенно сократить издержки. Кроме того, с помощью высококачественных облачных технологий режиссёры и продюсеры смогут более качественно работать с лучшими специалистами из разных городов и стран. Привязка к какому-либо географическому региону становится куда менее значимой.

Таким образом, облачные технологии упрощают целый ряд задач в кинопроизводстве. А учитывая, что создание фильмов становится всё более и более международным, то вполне вероятно, что уже в совсем скором времени такие инновации получат особую популярность в этой сфере.
~
Виртуальная реальность
Использование: Создание трейлеров, короткометражек и интерактивных фильмов

Другой популярной темой в области новых технологий, конечно же, является виртуальная реальность. С момента выхода на свет Oculus Rift продюсеры активно думают над созданием захватывающего полнометражного VR-фильма. Однако здесь существует, как минимум, две существенные проблемы. Во-первых, современные шлемы виртуальной реальности недостаточно хороши с точки зрения технических особенностей. Многие из них не способны поддерживать высокие требования по компьютерной графике, а также сокращать лаг при движении головой до менее 20 миллисекунд. В связи с этим, после длительного пользования у человека возникают головные боли. Дело в том, что когда изменения изображения на экране не совпадают с ожиданиями мозга после каких-либо действий, то мозг начинает воспринимать такую несогласованность, как проблему. В результате длительного диссонанса между разными частями нашего организма (вестибулярный аппарат и зрительная система) у человека возникает тошнота и головные боли.

Во-вторых, когда речь идёт об изображении в 360 градусов и полной иммерсивности, возникает проблема фокусировки внимания зрителя. При таких обстоятельствах режиссёрам становится особенно сложно дать понять зрителю, на что именно ему стоит обратить внимание. В кино эта проблема решается с помощью различных монтажных и операторских приёмов: крупный план, фокус, свет и так далее. Однако если дело касается видео в формате 360, когда зритель самостоятельно выбирает в какую сторону ему смотреть, то у режиссёров возникает целый ряд дополнительных задач.
Профессионалам еще предстоит найти решения для этих проблем, чтобы в один день представить публике захватывающий полнометражный VR-фильм. А пока использование видео в формате 360 набирает популярность лишь при создании трейлеров и промороликов. Например, к премьере недавнего фильма Кристофера Нолана «Дюнкерк» (2017) на YouTube вышел занимательный видеоролик, посвященный истории картины. В качестве другого интересного кейса использования VR в продвижении кинокартин можно привести промо к фильму «Оно» (2017). Отличный пример использования этой технологии в хоррор-жанре.
Интересным образом технология виртуальной реальности может быть также использована не только при создании промороликов, но и при самих съёмках. Например, VR использовалась на съёмочной площадке ремейков фильмов "Книга джунглей" и "Король Лев". Тогда актёры, режиссёры и операторы получили возможность в реальном времени исследовать пространство фильма "изнутри". Вместо простого зелёного экрана актёры смогли увидеть искусственно воссозданные декорации в VR, что помогло им в понимании контекста происходящего.
~
Смартфоны
Использование: Мобильная съёмка

Конечно, технологический прогресс означает не только создание инноваций, но и усовершенствование старого. Это особенно заметно на примере индустрии мобильных телефонов, которая за последние 20 лет сделала огромный скачок вперёд. Мы уже привыкли, что с каждым годом смартфоны становятся совершеннее, а их камеры всё более и более продвинутыми. Такие телефоны, как HuaweiP20 Pro, iPhoneXSи GooglePixel3, способны снимать видео высочайшего качества и уже сейчас могут бросить вызов профессиональным камерам.
При таких обстоятельствах появление серьёзного полнометражного фильма, снятого исключительно на смартфон, было лишь вопросом времени. И уже в этом году Стивен Содерберг представил фильм "Не в себе" (Unsane, 2018), который был полностью снят на iPhone. С помощью приложения FiLMiC Proрежиссёр создал полноценный триллер, который можно было посмотреть на большом экране. В одном из интервью он отметил, что смартфон предоставил ему целый ряд возможностей, которые выгодно отличают мобильные телефоны от профессиональных камер.
~
Читайте также

Ни для кого не секрет, что большинство самых популярных фильмов снимают в США. Также киноиндустрия развита в Великобритании, Франции, Италии, Китае и других странах...

Ни для кого не секрет, что большинство самых популярных фильмов снимают в США. Также киноиндустрия развита в Великобритании, Франции, Италии, Китае и других странах...

Давайте поговорим о самых базовых элементах написания сценария, которые нужно помнить, когда вы начинаете первый, второй, третий или даже тринадцатый сценарий. Забудьте все книги, курсы и семинары, что вы успели переварить...

В 2016 году выдающийся американский режиссер Джим Джармуш выпустил свой двенадцатый полнометражный художественный фильм. Картина называется «Патерсон», что одновременно обозначает и место действия, и имя главного героя ...

Как Netflix нарушил традиционные правила кабельного телевидения и начал доминировать

Made on
Tilda