BLICKK
Как Нолливуд стал второй по величине
киноиндустрией
ПЕРЕВОД АЛЕКСАНДРЫ КIТ
Киноиндустрия Нигерии огромна как по производительности, так и по охвату. Но каким образом она добралась до этого этапа и каковы были ее истоки? Расскажет Чарльз Игве, генеральный директор Nollywood Global Media Group.

Термин «Нолливуд» был придуман журналистом New York Times Норимицу Ониши в 2002 году, когда он наблюдал за кинопроизводством в Лагосе, Нигерия. Это определение отражает две наиболее известные области мирового кинопроизводства: Голливуд в США и Болливуд в индийском Бомбее. Для некоторых Нолливуд изолирует множество актеров и актрис, появляющихся после съемочной деятельности в Нигерии; для других же он связан с коллекцией фильмов, которые были созданы там.
Тем не менее, Нолливуд лучше всего воспринимается в связи с процессом создания кинокартин в Нигерии, где фильмы производятся с использованием любых доступных инструментов, адекватных или иных. Это может означать, что кинопроизводство зачастую сопровождается нестабильными и неопределенными условиями съемок, а также невероятно короткими сроками выполнения работ. Наблюдение за этой, казалось бы, невозможной производственной средой вдохновило Норимицу на термин "Нолливуд", который на самом деле означает "nothing wood", то есть создание чего-либо из ничего. Чтобы объяснить это немного подробнее, мой друг и врач, описывая свой опыт наблюдения за нашей кинематографической деятельностью, сравнивает его с операцией на открытом сердце при помощи вилок и ножей, но гениальность всего этого, заключается в том, что пациент выживает. Мы пришли из "ничего" ко всему, что мир признает сегодня.
~
Составляющие фильма Нолливуд, которые делают его уникальным
Первые киносоздатели в Нолливуде разрабатывали истории и сценарии, которые вписывались в рамки того, что производилось в то время, поддерживая таким образом бизнес-модель, гарантирующую прибыль. Сначала фильмы были объединены популярными темами, такими как любовь, брак, конфликты с тещей. Режиссеры и сценаристы производили группы картин, объединенных общей тематикой, пока тенденция не устаревала, и на ее место не находилась новая. Однако именно вопросы любви, предательства, конфликта, обмана и триумфа являются основными для большинства историй в кинематографе Нигерии.

Ранние нолливудские фильмы показывают красочную культуру, архитектуру и, во многих случаях, особые отношения в наших нигерийских обществах при этом, оставаясь верными подлинному и правдоподобному повествованию. Истории должны были резонировать с целевой аудиторией и поддерживаться сильным актером, обычно хотя бы одной популярной фигурой. Картины часто снимались в жилых домах и офисах в течение нескольких дней, а также в автомобилях культовых брендов, таких как BMW и Mercedes, взятых в аренду на краткосрочное использование.
Однако в последнее время мировое признание привело Нолливуд к увеличению бюджетов, интересу со стороны институционального финансирования и расширению производства. Например, создатели "Половины желтого солнца" собрали большую часть своего предполагаемого бюджета в 4,2 млн фунтов стерлингов у местных инвесторов в Нигерии. Это развитие несколько ослабило изобретательные, передовые инстинкты ранних кинематографистов в индустрии.

В первое время такие фильмы, как "Жизнь в неволе", "Гремучая змея", "Испорченные гламурные девчонки" и "Ннека - красивая змея" были финансово очень успешными. В дальнейшем картины "30 дней в Атланте", "1 октября", "Ije" и "The Meeting" также получили награды и признание критиков. Жюри до сих пор не знает, насколько в реальности успешны эти фильмы, так как повсюду раздаются вести о безудержном пиратстве. Хотя в первые годы существования Нолливуда с ним расправлялись куда лучше. На тот момент главной целью была прибыль, поэтому мы учитывали пиратство в наших финансовых расчетах, поскольку у нас не было ресурсов для борьбы с нелегальным распространением фильмов по американским или британским моделям.
~
Фильмы, иллюстрирующие жанр
"Жизнь в рабстве" (Living in Bondage) представила образы широко известной городской легенды: человеческая жертва за богатство. "Гремучая змея" (Rattlesnake) рассказала о тяжелом пути к успеху молодого человека, несшего огромный груз ответственности в начале своей жизни из-за потери родителя и угнетения большой семьи. Фильм "Нарушение" (Violated) обличал гламур высшего общества и дискриминацию менее удачливых людей, а центральным в сюжете стал триумф любви над этими общественными барьерами. "Гламурные девушки" (Glamour Girls) имели преимущественно знаковых актеров и элегантные локации, рассказывая историю широко распространившегося обмана. "30 дней в Атланте" (30 Days in Altlanta) символизировали растущее желание кинематографистов сниматься за границей наряду с голливудскими талантами.
~
Как появился Нолливуд? Развитие индустрии
дНолливуд был совершенно незапланированным проектом. Его возникновение связано с несколькими уникальными совпадениями и обстоятельствами.

Первоначально он делил свою аудиторию с Нигерийским телевизионным управлением (NTA), эквивалентным Британской радиовещательной корпорации (BBC) в Великобритании. В период с 1970 по 1990 год NTA создал и транслировал множество захватывающих телевизионных шоу, в том числе «Деревенский директор», «Ворона на рассвете», «Зеркало на солнце», «За облаками», «Supple Blues», «Checkmate» и «Ripples».

В то время NTA была единственным вещателем медиа-контента в индустрии. Когда в 1990 году телевизионным управлением было принято решение прекратить производство, она высвободила собственный талант, и уступила свою аудиторию для других деятелей. Неординарность Нолливуда исходила от актеров, писателей, режиссеров и продюсеров, которые приобрели навыки в среде NTA и получили огромную пользу от спонсируемого государством обучения телевизионному производству.
Роль технологий имеет решающее значение в истории развития Нолливуда. Видеокассеты и видеомагнитофоны приобрели широкую популярность в Нигерии благодаря высокому уровню расходов гражданского правительства.

Нигерия давно знает о традиционном кинопроизводстве; однако молодой дальновидный трейдер Кеннет Ннебу, увлеченный фильмами, подумал, что объединение таланта NTA с технологией VHS (Video Home System) для удовлетворения спроса нигерийцев, жаждущих новых развлечений, было хорошей идеей. В результате этого вышел фильм "Жизнь в рабстве" (Living in Bondage), коммерческий успех которого положил начало целой киноиндустрии.

Наряду с этими событиями цифровая технология быстро сменила аудио- и видеокассету как в музыкальной, так и в киноиндустрии по всему миру. Это привело к огромным запасам выброшенных кассет VHS на больших складах по всему Лагосу и юго-востоку от Нигерии (Онитша и Аба).
Быстрые продажи "Living in Bondage" позволили извлечь выгоду из большого количества неиспользуемых кассет VHS в хранилище, а именно, применять их в качестве недорогого способа распространения выпусков фильмов прямо на видео. Эта бизнес-модель стала основой финансирования производства большего количества фильмов.

Другое важное событие в Nollywood произошло, когда нигерийские фильмы начали привлекать новую аудиторию за рубежом. До массового производства фильмов в стране африканцам и лицам африканского происхождения были знакомы только фильмы или видео, произведенные европейцами или американцами.
~
Заключение
Нолливуд позволил африканскому народу впервые в огромном масштабе посмотреть фильмы, снятые другими африканцами. Киноленты развеяли взаимное подозрение и недоверие, а также поощрили внутриафриканский туризм, торговлю и взаимодействие, поскольку фильмы проливают свет на общие традиции, привычки и культуры на всем континенте. В результате кинематограф вырастил огромную африканскую аудиторию. На сегодняшний день ситуация не поменялась, все привело к тому, что несколько других африканских стран, например, Гана, Кения, Танзания, Уганда и Южная Африка, были вовлечены в такого рода кинопроизводство.

Однако существует опасение, что многие новые режиссеры слишком охотно добиваются одобрения со стороны мирового кинематографа. Это поднимает вопрос о том, что, пытаясь подражать массовому кинопроизводству, они жертвуют преимуществами, которые сделали Нолливуд второй по величине киноиндустрией в мире.


Оригинал статьи: British Council, Charles Igwe, How Nollywood became the second largest film industry
~
Читайте также

Трехактная структура — это довольно старый сюжетный принцип, который остается популярным и по сей день. Его можно встретить практически везде: ...

Что делает музыку в "Дюнкерке" такой динамичной, и как она добавляет фильму дополнительное напряжение

Что из себя представляет экономика кинопроизводства и почему всё куда сложнее, чем кажется

Давайте поговорим о самых базовых элементах написания сценария, которые нужно помнить, когда вы начинаете первый, второй, третий или даже тринадцатый сценарий. Забудьте все книги, курсы и семинары, что вы успели переварить...

Как маркетинг и реклама помогли Спилбергу создать первый "летний блокбастер"

Как Netflix нарушил традиционные правила кабельного телевидения и начал доминировать

Планирование и раскадровка играли для режиссёра важную роль. Он старался учесть все детали своих фильмов именно на этапе

1980-е стали пиком кризиса полнометражной анимации. Телевидение торжествовало, студии несли убытки. Однако один фильм изменил всё

Made on
Tilda