BLICKK
Подготовка: Портрет девушки в огне (2019)
В этой статье мы разберём новый фильм Селин Сьямма "Портрет девушки в огне" (Portrait de la jeune fille en feu, 2019). Расскажем про предыдущие работы режиссёра, процесс создания фильма, а также обсудим, в каком контексте стоит смотреть эту ленту. В общем, постараемся рассказать обо всём, что вам необходимо знать перед просмотром.

Фильм повествует о молодой художнице Марианне (Ноэми Мерлан) во Франции XVIII века. Перед главной героиней стоит задача написать свадебный портрет невесты (Адель Энель), чтобы затем отправить картину её будущему жениху. Однако в знак протеста модель отказывается позировать. По этой причине художнице приходится рисовать её скрытно, притворившись компаньонкой для прогулок. Проводя все больше времени вместе, девушки начинают чувствовать взаимную симпатию.
~
source: IONCINEMA
Предыдущие работы
Романтическая драма "Портрет девушки в огне" стала четвёртой режиссёрской работой Селин Сьямма (Céline Sciamma). До этого она сняла три полнометражных фильма: "Водяные линии" (Naissance des Pieuvres, 2007), "Сорванец" (Tomboy, 2011) и "Девичество" (Bande de filles, 2014). Каждый из них напрямую касается остросоциальных тем, связанных с вопросами гендера и сексуальной ориентации. Стоит заметить, что эти картины серьёзно расширили фестивальное портфолио Сьямма, которое теперь включает в себя Канны и Берлинале.
Тем не менее, большинство из наград режиссёра на крупных кинофестивалях ограничивались специальными призами жюри. Однако "Портрет девушки в огне" стал исключением: фильм не только попал в конкурсную программу на "Золотую пальмовую ветвь", но и был удостоен премии за лучший сценарий Каннского кинофестиваля 2019. К слову, в предыдущие годы такую же награду получали "Левиафан" (2014), "Коммивояжёр" (2016) и "Убийство священного оленя" (2017).
~
Контекст
"Портрет девушки в огне" исследует темы феминизма и запретной любви. Женщины в этом фильме живут в гармонии, и лишь традиционные устои общества беспокоят их идиллию. В свою очередь, мужские персонажи уходят на последний план. В кадре они появляются лишь в самом начале и конце фильма. Кстати, в этом плане "Портрет девушки в огне" интересно сравнить с недавней работой Кейси Аффлека "Свет моей жизни" (Light of My Life) о постапокалиптическом мире без женщин.
Однако помимо этих (вполне) очевидных тем, в своей работе Сьямма хотела разобраться в вопросе женщин-художниц в историческом контексте. В своих интервью режиссёр неоднократно отмечала, что большинство художниц того времени были попросту "стёрты" и забыты. По словам Сьямма, многие из них выставлялись под мужским именем, а их работы нередко приписывались другим художникам. Этот небольшой, но важный аспект находит своё отражение в конце фильма, когда главная героиня признается, что выставляется под именем своего отца.
~
За кадром картин
Стоит также отметить работу художника-постановщика и скаутов, которые выбирали места для съёмок. Именно они занимались созданием атмосферы и поиском подходящих пейзажей Бретани конца XVIII века. Большинство сцен на природе были сняты в коммуне Сен-Пьер-Киберон (Saint-Pierre-Quiberon) на северо-западе Франции. В свою очередь, для съёмок в замке команда арендовала имение Шато де ля Шапель Готье (Château de La Chapelle Gauthier), которое располагается в предместье Парижа. Решение проводить съёмки рядом со столицей, а не в Бретани наверняка связано с ограничениями в бюджете, который составил всего четыре миллиона евро. Выгодное расположение замка (всего в часе езды от Парижа) позволило Сьямма существенно сократить издержки.
Hélène Delmaire
Художественные картины в фильме также играют большую роль. Над их созданием работала французская художница Элен Дельмэр (Hélène Delmaire). По словам художницы, её работы стараются показать силу через хрупкость и исследовать взаимоотношения между человеком и природой. Интересно, что Селин Сьямма нашла художницу через профиль в Instagram. Режиссёр отметила её опыт работы с масляными красками и знанием искусства XIX века. Втроём (вместе с оператором Клэр Матон), они работали над картинами в фильме. Главный вопрос заключался в том, как показать процесс создания изображений в фильме: каким именно образом и в какой момент времени.
~
Музыкальное сопровождение
Интересно, что изначально Сьямма планировала обойтись без какого-либо саундтрека. В фильме практически нет музыки за исключением двух ключевых моментов. Дело в том, что по мнению режиссёра, музыкальное сопровождение должно быть продумано заранее. Особенно в любовных историях, где эмоции зачастую передаются сквозь музыку.
Я хотела сделать музыку частью жизней моих персонажей. Как нечто редкое, желанное, ценное, недоступное. Мне хотелось, чтобы зритель почувствовал то же самое. В моем фильме связь с искусством особенно важна, потому что персонажи чувствуют себя изолированными. Как от внешнего мира, так и друг от друга. Фильм также говорит зрителю, что художественное искусство, литература, музыка и кино порой позволяют нам дать полную волю своим эмоциям
~
Актёрская игра
Главную роль в фильме сыграла французская актриса Наоми Мерлан. По словам Сьямма, она искала сильную женщину, которая могла бы продемонстрировать смелую, решительную, но в то же время эмоциональную актёрскую игру. В свою очередь, для Мерлан было особенно интересно научиться видеть мир глазами художницы. Узнать, на чём они фокусируют своё внимание во время рисования. Как они уделяют внимание различным цветам, линиям, тени и свету. Кроме того, в своих интервью она замечала, что во время подготовки к роли было наиболее сложно научиться прочувствовать ритм между холстом, кистью и моделью.
Во многом это похоже на танец. Художникам необходимо уметь сделать шаг назад, посмотреть на общую картину, а затем сделать еще шаг, чтобы уловить все детали и найти правду в движении
Занимательно, что Селин Сьямма опиралась на образ Адель Энель при создании Элоиз, второго ключевого персонажа фильма. Тем самым, роль была изначально написана под определенную актрису. Однако такая определенность не должна удивлять, ведь режиссёр и актриса прежде были в любовных отношениях и хорошо знали друг друга. Тем самым, совместная работа Сьямма и Энель в этом фильме была чем-то большим, нежели простыми профессиональными взаимоотношениями. Сама Селин отмечала, что во время съёмок они вдохновляли друг друга, а само их сотрудничество лежит в основе фильма.
~
Заключение
"Портрет девушки в огне" может показаться классическим фестивальным фильмом на ЛГБТ-тему. Однако на фоне других картин такого рода лента выгодно отличается своей подачей и хорошо написанным сценарием. Операторская работа, актёрская игра, работа со звуком, — всё это делают просмотр фильма в кинотеатре особенным.

Что же касается сценария, то приятно, когда в конце все элементы повествования полностью раскрываются и меняют впечатление о фильме. Конечно, в какой-то момент думаешь, что сюжет провисает, а история кажется затянутой, но это можно (теоретически) объяснить желанием режиссёра передать неспешную атмосферу того времени. Во всяком случае даже когда сюжет не торопится развиваться, оператор делает всё возможное, чтобы за этим было приятно наблюдать.
~
Читайте также

Трехактная структура — это довольно старый сюжетный принцип, который остается популярным и по сей день. Его можно встретить практически везде: ...

Что делает музыку в "Дюнкерке" такой динамичной, и как она добавляет фильму дополнительное напряжение

Что из себя представляет экономика кинопроизводства и почему всё куда сложнее, чем кажется

Давайте поговорим о самых базовых элементах написания сценария, которые нужно помнить, когда вы начинаете первый, второй, третий или даже тринадцатый сценарий. Забудьте все книги, курсы и семинары, что вы успели переварить...

Как маркетинг и реклама помогли Спилбергу создать первый "летний блокбастер"

Как Netflix нарушил традиционные правила кабельного телевидения и начал доминировать

Планирование и раскадровка играли для режиссёра особую роль. Он учитывал детали именно на этом этапе

1980-е стали пиком кризиса полнометражной анимации. Студии несли убытки, но один фильм изменил всё

Made on
Tilda