Лента

Лучшие советы от режиссёров

Сегодня, в век цифровых технологий и доступности различных девайсов, каждый, у кого есть идея (и желательно еще пара-тройка друзей) может снять свой фильм. Кино было и остаётся постоянно развивающейся формой искусства, где изменения часто происходили благодаря свежему взгляду молодых режиссёров, которые не боялись творить без оглядки в прошлое. Развитие техники, 50 лет назад подарившее миру портативные камеры, а сегодня – айфоны делают процесс изменений ещё быстрее. Но даже самые смелые режиссёры-новаторы пытались узнать какие-то подсказки и советы у своих предшественников, ведь создание фильма в равной степени требует от режиссёра творческого таланта и умения управлять хаосом.

Вот вам более кинематографичное описание – быть режиссёром фильма это как быть капитаном корабля, который идёт в неизведанные воды вместе с командой незнакомцев. Причем, их поведение может быть непредсказуемым и вообще специфичным. Так что любой совет на вес золота. Неважно, ориентируетесь ли вы по звёздам или сами пытаетесь сориентировать звёзд мира кино.

И поэтому в течение последних двух лет, во время интервью с некоторыми из наших любимых режиссёров, мы в SYFY WIRE пытались выведать у них те самые бесценные советы, которые им когда-либо давали. Всё в надежде узнать об особых секретах, повлиявших на их дальнейшую карьеру. Ну а мы в BLICKK перевели для вас эту статью и оставили 10 режиссёров, которые нам показались особенно интересными. С более полной статьей на английском вы можете ознакомиться по этой ссылке.


image

Работа с актерами и другие практические вопросы

Во время съёмочного процесса самое главное для режиссёра – это излучать уверенность независимо от своего собственного страха и волнения. Вот несколько мудрых режиссёрских советов, которые затрагивают практические аспекты кинопроизводства, а также особенности работы с актерами. Эти советы помогут вам чувствовать себя более уверенно.

Пейтон Рид (Человек-муравей, Человек-муравей и Оса):

Я был на просмотре фильма «Египтянин». Это была серия кинопоказов, посвященных британскому режиссёру Рональду Ниму, куда также входили фильмы «Приключение „Посейдона“» и «Скрудж». Рональд Ним много раз работал с Алеком Гиннессом и рассказал мне историю о своём первом фильме с ним. 
Ним всегда восхищался и уважал Алека. И вот теперь ему довелось работать с ним в качестве режиссёра. Он был полностью доволен игрой Гиннесса, но в какой-то момент заметил некоторое замешательство на лице актёра. Тогда режиссёр подошёл к нему и спросил: «Всё в порядке?». На что Гиннесс ответил: «Знаешь, мне кажется, ты недостаточно хвалишь мою игру». «Ты серьёзно? Ты же Алек Гиннесс, мне казалось, мне не нужно тебя хвалить. Ты и так отлично знаешь, что делаешь», - сказал Рональд. «Мой мальчик, если ты хочешь снять действительно выдающийся фильм, запомни – в душе все актёры это 12-летние подростки, которым необходима похвала», - ответил Алек. 

И это было настолько поразительно, потому что на момент нашей встречи Рональду было около 90 лет, и у него был огромный опыт в кино. И тогда я подумал: «Неплохо. Это стоит запомнить». Я думаю, это был полезный совет.

Дэнни Бойл (28 Дней Спустя, Пекло, Yesterday):

Лучший совет, который я когда-либо получал – сними как можно больше. Его мне дал Алан Кларк, великий режиссёр, внезапно ушедший от нас в возрасте 55 лет. Ужасная потеря. Он был очень радикальным режиссёром и получить такого рода совет, такой довольно консервативный и традиционный от такого смелого режиссёра может означать только одно – лучше наснимай впрок. Потому что даже самому дерзкому режиссёру требуется достаточное количество отснятых кадров для монтажа. Можно быть насколько угодно радикальным при условии, что у тебя есть видеоматериал.
Это реально лучший совет, который я получал. Запасись отснятым материалом. Лучше сделай еще один кадр даже несмотря на то, что все уже закатывают глаза и хотят поскорее пойти домой, а такое случается во время съёмок. Но ты должен снять еще один лишний кадр. Очаруй их своим обаянием или просто заставь работать, но заполучи этот кадр, так как во время монтажа он тебе точно пригодится.


image
Стремление к большему и работа над каждой сценой

Съёмки фильма — это постоянная гонка со временем. На съёмочной площадке никогда не хватает времени и, как уже сообщил нам Дэнни Бойл, – сотворите невозможное, но сделайте еще один кадр. И всё же, дело не в итоговом количестве кадров. Старайтесь всегда превзойти самого себя и выжать максимум из себя и своей команды (в пределах разумного, разумеется).

Рид Морано (Рассказ Служанки, Кажется, Мы Остались Одни):

Думаю, лучший совет, который мне давали это всегда стремиться к большему. Среди множества прекрасных советов, которые я получала лучшим по-прежнему остаётся именно он. Как только ты смонтировала сцену, подумай, может её можно сделать по-другому. В процессе монтажа я всегда думаю – хороша ли эта сцена настолько, насколько это вообще возможно или я просто склепала её так, чтобы она подходила под сценарий?
В какой-то мере я поняла это на своём опыте. Иногда монтаж идёт так быстро и просматривая свою работу думаешь: «Окей, сцена нормальная, двигаемся дальше». Но потом, когда посмотришь фильм несколько раз, понимаешь, что эта сцена всего лишь демонстрирует происходящие события. И тогда ты начинаешь думать о том, как можно сделать каждую секунду фильма запоминающейся.

Я считаю, что как режиссёр ты всегда должна стараться превзойти себя. Ты не можешь просто согласиться с тем, что написано в сценарии, всегда нужно задаваться вопросом: «Как я могу сделать это ещё лучше?». Кстати, во время съёмок «Рассказа служанки», мы действительно спрашивали друг друга об этом.
Ари Астер (Реинкарнация, Солнцестояние):

Когда я учился в Американском институте киноискусства, мой наставник Питер Маркхэм которым я по-настоящему восхищался сказал, что все фильмы должны быть немного хулиганскими и меня это действительно тронуло в тот момент.
А потом помню была одна сцена в короткометражном фильме, который я снимал во время учёбы. В этой сцене я выстраивал саспенс и сделал её как мне тогда казалось бесконечно долгой. И после того, как наступила развязка, Питер толкнул меня и сказал: «Ты мог бы сделать её еще дольше». И эти слова очень сильно повлияли на меня, потому что теперь, когда я начинаю что-то создавать, я всегда спрашиваю себя, могу ли я зайти ещё дальше?
Терри Гиллиам (Монти Пайтон и священный Грааль, Бразилия, 12 Обезьян):

Оставайся верен себе, это вам любой скажет. Запасись терпением – вот самый полезный совет. Мне очень повезло. С самого начала я делал только что мне нравилось и во что я действительно верил. Сам я всегда советовал только одно – откажитесь от всего, что вы не в состоянии контролировать.
А ещё, я люблю, когда другие люди предлагают что-то лучше того, что придумал я. В эгоизме, твердящем что «прав всегда я и только я» нет смысла. Это утомительно и скучно.
Сэм Рэйми (Зловещие Мертвецы, Человек Тьмы, Человек-Паук):

Мне посчастливилось увидеть за работой великого Ричарда Доннера. Меня пригласили на целый день на съёмки его фильма «Балбесы». Он выдающийся режиссёр и понаблюдав за его работой я понял, как важно взаимодействие со всеми на площадке. Выслушивая все предложения актёров, он подмечал хорошие среди них и развивал, а также объяснял почему другие идеи ему не нравились. Вместе со всеми он прорабатывал то, что хотел в итоге донести до зрителя и благодаря этому результат всегда был впечатляющим.
Я увидел эту командную работу, что на тот момент было совсем не про меня и подумал: «Вот как удаётся создать что-то действительно великое». Вам не нужно бояться, не нужно слепо следовать своей раскадровке и придерживаться только своего видения. Даже имея определённый план, нужно всегда быть открытым для новых идей способных улучшить твою изначальную задумку. Сотрудничая со всеми, ты делаешь свой фильм лучше и именно Ричард вдохновил меня на это.

image

Страсть, упорство и отправная точка

Все советы о том, как вести себя на съёмочной площадке полезны только тогда, когда вы, собственно, оказываетесь на ней. Нет универсального способа попасть в Голливуд, но даже сами режиссёры на своём примере поняли, что быстро и легко туда не пробиться.

Райан Джонсон (Звёздные войны: Последние джедаи, Кирпич, Петля Времени, Достать Ножи):

Я написал сценарий для фильма «Кирпич» сразу как выпустился из университета и в течение нескольких лет пытался наконец его снять. Я и мой оператор, Стив Йедлин долго думали над процессом создания фильма. Сделать ли нам его короткометражкой? А трейлер будем делать совместно или нет? Мы продумывали стратегию, а также ломали голову над тем, где достать деньги для фильма. И однажды один из моих друзей сказал: «Чувак, давненько ты ничего не снимал просто так».
Так что я просто начал что-то снимать ради удовольствия, не думая о том, повлияет ли это на мою карьеру или вообще хоть когда-то приходится. Я просто создавал фильмы, потому что видел в этом смысл. И, пожалуй, это лучшее что я мог сделать на тот момент.

И это был самый важный совет для меня – просто снимай фильмы ради удовольствия от самого процесса. Не забегайте вперёд, думая о том, как попасть в Голливуд, как построить карьеру, как перейти к следующему этапу. Всё это придёт само если вы будете совершенствовать свой собственный стиль и делать то, что вам нравится.
Данкан Джонс (Луна 2112, Варкрафт, Исходный Код):

Мой совет подойдет как раз тем, кто в самом начале своего пути. Найдите людей любящих кино также сильно, как и вы. Если вы хотите быть режиссёром, найдите кого-то кто также сильно хочет быть монтажёром или осветителем или актёром. Когда вы становитесь командой, это даёт вам намного больше сил и вдохновения для работы.
Особенно если вы очень ограничены в средствах и пытаетесь снять короткометражку или даже малобюджетный полнометражный фильм. Мне кажется, если вы создаёте команду, пусть даже маленькую, люди начинают воспринимать вас более серьёзно и это открывает куда больше возможностей чем если вы пытаетесь что-то создать в одиночку.
Геннди Тартаковски (Лаборатория Декстера, Монстры на Каникулах, Самурай Джек):

Фред Сейберт, мой бывший начальник, говорил мне ходить на встречи с людьми, имеющими некую важность в киноиндустрии. Но при этом не стараться изо всех сил продать им мой фильм. А я был молод и мне это казалось какой-то глупостью. О чём я буду с ними говорить? Я же их не знаю! Мы же не будем просто так сидеть? Но суть его слов заключалась в том, что нужно общаться с такими людьми, так как они собираются доверить тебе свои деньги для создания твоего фильма и им нужно получше тебя узнать.
Так что я начал общаться с этими важными людьми и это реально сработало. Я до сих пор следую этому совету и поддерживаю связь не только с творческими людьми, но и с руководителями компаний и с людьми которые….и во время таких встреч я не выпрашиваю у них чего-то. Мы скорее пытаемся найти точки соприкосновения и понять, что к чему.
Джон Карпентер (Нечто, Побег из Нью-Йорка, Чужие Среди Нас)

Один агент однажды сказал, что мне нужно «прописать» свой путь в киноиндустрию. Никто не позволит вам просто так стать режиссёром, так что придётся проложить себе путь с помощью воплощения на бумаге множества и множества своих новых и интересных идей. Тогда это ценилось и действительно мне помогло.


Оригинал статьи: 16 directors, from Sam Raimi to Rian Johnson, reveal the best creative advicethey've received (SyFy)
Подборка
Made on
Tilda