BLICKK
Объясняя стиль Уэса Андерсона:
Полный гид по визуальному стилю
ПЕРЕВОД КСЕНИИ ПОРТНОВОЙ
Что вы представляете, когда слышите что-то о фильмах Уэса Андерсона? Винтажный антураж и поток неиссякаемого остроумия? В сущности, так и есть, однако существует нечто большее, что обычно остается незамеченным.

В этой статье мы разберем режиссерский стиль Уэса Андерсона.
~
1.1 Биография Уэса Андерсона
Уэсли Уэльс Андерсон родился и вырос в Хьюстоне, Техас. Юный Уэс был средним ребенком в семье, и все детство провел вместе с двумя братьями Эриком и Мелом. Однако беззаботная пора была прервана неожиданным разводом родителей, когда Андерсону было восемь лет. Это событие оставило неизгладимый отпечаток на жизни будущего режиссера и его братьев.

Закончив учебу в высшей школе «St. James», Уэс переезжает в Остин, где продолжает свое обучение в Техасском университете. Там он не оставляет свое школьное хобби и продолжает писать пьесы. К слову, именно там начинается история двух друзей, которые задумали снять свой собственный фильм.

В 1994 году двадцатипятилетний Уэс Андерсон, став режиссером 13-минутного короткометражного фильма «Бутылочная ракета», входит в новый для него мир кинематографа. Комедию Андерсона и Оуэна Уилсона показывают на фестивале «Сандэнс», где начинающих кинематографистов замечает продюсер Полли Плэтт. Именно она дает будущее одноименной полнометражной картине, а также карьере Уэса Андерсона.
~
1.2 Взгляд Уэса Андерсона
Что же уникального в стиле Уэса Андерсона?

Кратко его стиль можно описать так: «Множество тонкостей в паре с явным отсутствием утонченности». Да, это не совсем укладывается в голове, но именно в сложности самого режиссера заключена главная черта его творчества. Проще говоря, Уэс Андерсон во всем проявляет прямолинейность.

Можно говорить о том, что Андерсон – самый прямолинейный режиссер современного кинематографа. Его фильмы полны ньюансов, но все они создаются с такой простотой, которая позволяет заметить любые детали, даже если вы этого не хотели.

Поклонники фильмов Андерсона всегда знают то, о чем режиссер хочет рассказать им, чувствуют то, что он жаждет сделать увиденным и услышанным.

Зрителям нравятся сложные сюжеты, которые рассказываются в фильме легким языком. Истории Андерсона, несомненно, веселые и беззаботные, но при этом он является одним из тех режиссеров, которые могут наполнить простые сцены разнообразием деталей и чарующей атмосферой. Другие картины любят держать вас в напряжении и навлекать саспенс. Они не стараются раскрыть перед зрителями все карты, акцентируя внимание лишь на нужные для них сцены.

Андерсон же идет совершенно другим путем! Этому режиссеру чужда скрытность и претенциозность, он охотно делится информацией с аудиторией. В этом деле Уэс всегда лаконичен. Его главной целью никогда не был запутанный сюжет или неожиданный поворот событий, в фильмах Уэса Андерсона в гармонии сосуществуют простота и детали.
Стиль Андерсона – это он сам. Будучи трудолюбивым и вдумчивым человеком, режиссер настолько сосредоточен на своем воображении, что проблемы совершенно не имеют для него значения. Визуализация – продолжение собственной психологии Уэса. Все в его работах: винтажная одежда, музыкальные проигрыватели, воспоминания и мечты – это Андерсон. Он не изображает себя через отдельных персонажей в фильмах, свою личную уникальность ему удается выразить более сложным и завораживающим путем – через уникальный визуальный стиль!

Визуализация обычно становится главной причиной потери авторского почерка у многих режиссеров. У самых взыскательных зрителей и поклонников кино не возникает ощущения, что Тарантино, Спилберг или Нолан сами являются визуальным воплощением своего творчества.

Однако не многие станут спорить с тем, что картины Уэса Андерсона по-настоящему кинематографичны. Вовсе не обязательно любить его фильмы, чтобы оценить его уникальность во всем: движение камеры, создание композиции, актерская работа.
Андерсон в самом деле создает сильные и продуманные до мелочей работы, в которых в полной мере воплощены все возможности кинематографа. Каждую из его более поздних картин можно охарактеризовать как нечто захватывающее и мастерски продуманное. Все это выражается в безудержной любви Уэса Андерсона к деталям.

Режиссеру удается направить ваше внимание именно на то, что ему хочется показать и точно тогда, когда он этого пожелает. Уэс Андерсон – мастер придавать каждому образу определенное значение, в чем ему и помогает визуализация.

В основном работы Андерсона создаются буквально с нуля. Он может бесконечно черпать вдохновение из книг или других фильмов, однако Уэс пишет свои собственные истории. Его фильмы наполнены мыслями, чувствами и наблюдениями, при относительно простом и лаконичном повествовании, построенным художником, которое задает направление картине.

Внимание к деталям выражено во всем: даже костюмы и декорации создаются специально для фильма. В то время как другие кинематографисты используют реальные места для создания мира, в котором происходит действие картины, Андерсон создает свою вселенную сам. Даже если им используются реально существующие локации, зрителя не покидает чувство, что все это лишь декорации для фильма. И это не случайно.
~
1.3 Кто оказал влияние на Уэса Андерсона?
В большей степени на Уэса Андерсона повлияли Роман Полански, Стивен Спилберг, Альфред Хичкок, Мартин Скорсезе, Уорис Хуссейн, Эрнст Любич, Питер Богданович и представители «Французской новой волны» — Франсуа Трюффо и Жан-Люк Годар.

Вот что сам Уэс говорит по этому поводу: «Я думаю, что на то, как я вижу съемки сцен, очень сильно повлиял Роман Полански, его фильмы и то, как он создает их».

Также, чтобы понять это, стоит внимательно всматриваться в каждую сцену его работ. В «Отеле „Гранд Будапешт"» есть момент, который представляет собой дань уважения сцене из фильма Альфреда Хичкока «Разорванный занавес», как объясняет продюсер «Гранд Будапешта», Адам Штокхаузен. Это показывает нам то, насколько Андерсон любит заимствовать у кинематографистов былой эпохи, его желание сохранить некоторые из визуальных эффектов и ощущения прошлого, которые позволяют окунуться во времена молодости самого режиссера.
~
1.4 Уроки стиля Уэса Андерсона
То, как снимает Уэс Андерсон — это его личный стиль, он пошел на все, чтобы развивать свой индивидуальный подход к кино. Все это отражение книг, фильмов, событий и игр, которые Уэс создавал в детстве, и которые продолжает создавать и сейчас.

Учиться у Андерсона — одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать как режиссер. Стоит ли копировать его стиль? Скорее всего, это одна из сомнительных идей, которая может прийти в голову начинающему кинематографисту. Если вы позволите Уэсу Андерсону влиять на ваше творчество слишком сильно, то вас неизбежно будут сравнивать с ним.

Даже, несмотря на то, что Уэс Андерсон и Квентин Тарантино любили Годара, они не копировали все, что делало его уникальным. Оба изучили то, как работал его стиль, а затем совместили это с собственным видением и личными наблюдениями в кинематографе.

Визуальный стиль режиссера может и почти всегда подражать тем, кто творил до него. Однако запоминающиеся и по-настоящему культовые деятели кинематографа разрабатывают собственные методы, чтобы стать таковыми, и в этом Андерсон не является исключением.

При создании «Академии Рашмор» Уэс Андерсон чувствовал, что Билл Мюррей точно согласится сыграть в его фильме. Режиссер был достаточно уверен в своем артистическом видении. И оно его не подвело, ведь одна из крупнейших кинозвезд в мире решилась на второстепенную роль после прочтения сценария и одного разговора по телефону! Дело в том, что Андерсон до мелочей продумал свой собственный стиль и видение, которое, по словам Мюррея, ему удалось преподнести это так, как актер никогда ранее не видел.

Тогда он еще не снял ни одного из своих знаменитых стилизованных фильмов в пастельной цветовой гамме и не пригласил на съемки Эдриана Броуди и других известных актеров современности, но Мюррей уже сказал «да» молодому инди-режиссеру из Остина.
~
2.1 Уэс Андерсон и синдром Питера Пэна
Уэс Андерсон рассказывает истории, будто бы о них повествует 12-летний мальчик, а не взрослый мужчина, решивший заняться съемкой фильма. Его работы отражают суть некой настольной игры или сборника рассказов, а мир, созданный в каждой картине, напоминает фотографию из детства.

Сочетание цветовой палитры, костюмов, декораций и технологий — все это, кажется, создает вселенную, застывшую во времени где-то в начале 1980-х годов.

Очевидно, здесь есть, с чем разобраться.

Зрители любят фильмы Уэса Андерсона по множеству причин, некоторые из которых можно было бы назвать «мужскими». Существует неоспоримое ощущение, что повествование в его картинах часто ведется именно от лица молодого человека.
Когда вам 11 или 12 лет, вы можете настолько узнавать себя в книге, что начинаете верить, что фантазия — это реальность. Я думаю, что, когда ты в пятом классе испытываешь огромную любовь, это чувство становится всем твоим миром. Это как быть под водой; все по-другому
Его фильмы не совсем про типичных «мачо», о которых нам рассказывают триллеры или захватывающие боевики, главные герои Андерсона — преимущественно прямолинейные мужчины, в душе которых живо чувство детства, вступающее в противоречие с их фактическим возрастом.

Эти персонажи уклоняются от ответственности за сохранение некоторого искаженного понятия независимости, однако вскоре им становится понятно, что они сильнее других, что человеку лучше, когда он счастлив, а также герои понимают, что, преодолевая трудности, происходит укрепление духа.

Андерсон доказывает, что все в человеке взаимосвязано. Очарование невозможно без юношеского воображения!
~
2.2 Что создает сценарий Уэса Андерсона?
Работа Уэса Андерсона над сценариями полностью завершается лишь на съемочной площадке. Режиссер совершенно не ограничивает свое воображение бюджетом или временем. Андерсон пишет то, что хочет написать, а затем находит способ запечатлеть это на пленке.

Каждое действие в создании фильмов у режиссера тщательно спланировано. Он точно знает, как воплотить и разыграть в сцене то, что ему нужно. Андерсону не свойственно сокращать показываемое на экране, обычно он наоборот удваивает количество информации в своих работах. Например, если герой фильма получает письмо, то Андерсон покажет вам не только персонажа с бумагой в руках, но и само письмо во всех подробностях.

Все в стиле повествования Андерсона распланированно, каждая сцена разложена по полочкам. Режиссер нашел способ обойти сложную подачу важной информации, с которой борются многие другие кинематографисты. Но как ему это удается?

Уэс Андерсон делает все возможное, чтобы зритель никак не смог упустить что-либо в кадре. Одна из главных отличительных черт в подаче информации у режиссера – это контроль и повторение.

К слову, огромную роль в стиле Уэса Андерсона играет и юмор. Все его истории смешные, он понимает, что хорошая комедия создается из компрометирующих ситуаций или противоречий. В фильмах Андерсона даже самые мрачные моменты становятся уморительными.

«... я понимаю, что мне нравится драматизировать, и это забавно, когда кто-то выходит из себя. Я не считаю себя тем, кто любит ссориться, но я поддерживаю конфликты. Я просто думаю, что это может быть смешно.»

Как уже говорилось ранее, Билл Мюррей был в восторге от сценария «Академии Рашмор» — это было лучшее из того, что он когда-либо видел. Стиль письма Андерсона был превосходным, причем настолько совершенным, что актер сразу же согласился на съемки в фильме. Прочитав сценарий, Мюррей понял, что у них с режиссером схоже художественное видение.
~
2.3 Персонажи Уэса Андерсона
У героев Уэса Андерсона абсолютистское мировоззрение, поэтому они так эмоционально хрупки. Персонажи расстраиваются, когда реальный мир оказывается не таким, каким они ожидали его увидеть. Не кажется ли вам, что это напоминает самого режиссера, о котором мы сейчас говорим?

Персонажи его фильмов — ходячие противоречия. Дети ведут себя как взрослые, а уже совсем не юные люди вдруг впадают в беззаботное детство. Билл Мюррей в «Семейке Тененбаум» играет невропатолога, а его жена страдает депрессией и совершенно неуверена в себе. Джейсон Шварцман из «Академии Рашмор» — гениальный мальчик, которому, однако, не удается хорошо учиться.

Многое из того, что делает Уэса Андерсона узнаваемым режиссером, — это то, как он создает своих уникальных персонажей. Обычно его способы раскрытия героев большинство считают неуместными. Люди в его фильмах могут говорить и делать ужасные вещи, но при этом мы все же поддерживаем их и переживаем за судьбу каждого. Почему же так происходит?

Все потому, что за каждым персонажем в фильмах Андерсона стоит простой человек. Они действительно несовершенны как внутри, так и снаружи. Герои могут быть раздражительными, жадными, мстительными, тщеславными, привередливыми, манипулирующими, сильно надушенными, однако даже со всеми их недостатками и противоречиями, они все еще остаются милыми.
~
2.4 Как Уэс Андерсон создает фильмы?
Уэс Андерсон задает своим фильмам особый ритм. Его картины полны длинных планов со стремительной сменой действий. Каждое из них начинается сразу же с окончанием другого. Андерсон не скупится и на интересные переходы, являющиеся отличительной чертой хорошего режиссера.

Это ощущается так, будто вы быстро перемещаетесь сквозь сцены фильма, но, когда начинается следующий эпизод, все становится неподвижным. Использование резких переходов, подобных тем, что так любимы Уэсом Андерсоном, может заставить зрителя испытать яркие эмоции.

Во время просмотра мы все еще реагируем на образы из прошлых сцен, совмещая наши знания с новыми, казалось бы, визуально не связанными. Но взаимодействие между ними неоспоримо, все это было изначально задумано именно так.

Порой Андерсон делает эпизодические вставки, которые разбивают сцену пополам. Это почти как флешбэк или неожиданно появившаяся в телевизионном эфире шутка. Таким образом режиссер выражает глубокое доверие своему зрителю, он верит в то, что аудитория поймет отчасти сложную визуальную часть фильма.

Когда вы смотрите бекстейдж фильмов Андерсона, вы сразу же сможете обнаружить, что он далеко не всегда за творческий подход к работе. Вместо этого Уэс Андерсон четко следует сценарию и индивидуально корректирует каждое действие персонажей.

Андерсон никогда не снимает фильмы, которые ему предлагают студии, он представляет свои проекты продюсерам и потом создает их самостоятельно. Режиссер считает, что то, как выглядит картина, важнее, чем количество друзей в сфере современного кино. Это не означает, что Андерсон на съемочной площадке — властный надсмотрщик, изматывающий актеров. Он относится ко всем с уважением, никогда не выглядит уставшим и, кажется, искренне любит снимать.

Если вы хотите снять фильм как Андерсон, лучше все заранее расписать, чтобы ничего не упустить. Нужно обязательно создать план съемок, прежде чем приступить к ним. Необходимо точно знать, каким будет каждый съемочный день от самого начала и до конца.

Вам нужен общий план? Средний? Панорама? А может быть воздушная съемка? В любом случае все нужно спланировать, ведь на стадии препродакшена вы можете столкнуться с некоторыми трудностями, а при готовом плане у вас будет время все обдумать и исправить.
~
3.1 Операторское искусство. Фильмы Уэса Андерсона
Уэс Андерсон никогда не позиционировал себя как кинооператор, он сценарист и режиссер. Операторская работа была возложена на Роберта Йомена, который является одним из самых талантливых операторов, работающих в современном кинематографе.

Йомен смог настолько хорошо отразить визуальный стиль Уэса Андерсона в его картинах, что режиссер больше никогда не работал ни с одним другим кинооператором. Поэтому можно с уверенностью сказать, что большую роль в стилистике Андерсона сыграл именно оператор.

В своих фильмах Андерсон и Йомен обычно используют плоскостную симметричную композицию. Это отражает мотив «книги сказок», который Уэс стремится создать при помощи своего визуального стиля. Зрителей не покидает чувство, будто они находятся в кукольном мире, но это не то место, где реальность заставляет вас идти на компромисс.
Образы в фильмах Уэса Андерсона могут быть легкими и будто бы воздушными, но они представлены в прямой и точной манере, что придает картинам особый стиль.
~
3.2 Цветовая палитра картин
Уэс Андерсон использует множество разных цветов и их сочетаний в своих фильмах, каждая сцена имеет определенную цветовую гамму. Он и его съемочная группа часто любят использовать приглушенные коричневые, желтые и красные тона, например, в «Семейке Тененбаум».

Цвет может вызывать чувства у зрителей, каждый из них может быть связан с разными эмоциями. Все зависит от их сочетания, окружающей обстановки и общего настроения сцены.

В приведенном выше случае коричневые и оранжевые тона создают ощущение печали, и, что более важно, они перекликаются с общим видом всего фильма. Цвета в «Семейке Тененбаум» передают атмосферу эпохи, места, отражают настроение персонажей. В общем, это помогает в полной мере рассказать о созданном Андерсоном мире.

В других случаях цветовая палитра Уэса Андерсона содержит яркие, насыщенные оттенки. Взгляните на любую сцену из «Отеля „Гранд Будапешт"». В этом фильме Уэс Андерсон использует разную цветовую палитру, чтобы разделить периоды времени. Цвета, соответствующие каждой эпохе, отражают настроение тех событий, атмосферу отеля.
~
3.3 Костюмы персонажей фильмов Андерсона
Один из визуальных инструментов Жан-Люка Годара, который Уэс Андерсон использует в своих фильмах, — это то, что Годар назвал «униформой персонажа». По мнению режиссера, аудитория способна последовательно связать внешний вид персонажа с его характером, так зритель формирует свое отношение к герою.

Существует определенный вид психологического комфорта, связанного с тем, что зритель знает, как должен выглядеть персонаж. Это не означает, что каждый герой обязан носить официальную форму. Любая его одежда со временем становится униформой.

Выбор костюмов Андерсона не вызывает никаких споров, ведь он всегда тщательно обдумывает и устраняет любые недочеты. Если мы должны считать Уильяма Дефо жутким и угрожающим в «Отеле „Гранд Будапешт"», то он появляется перед нами в черной коже и с кастетами. А что, если мы должны думать о нем по-другому? Например, как о глупом подручном? И вот в «Водной жизни» он одет в коротких шортах и дурацкой шапочке с помпоном. Кроме того, члены экипажа исследовательского судна «Белафонте» тоже носят такие оранжевые головные уборы, но каждый делает это по-разному. Такая незначительная деталь, однако это еще один пример того, как три персонажа могут ходить в одном и том же предмете одежды. И то, как они носят шапку, говорит о многих вещах.
~
3.4 Шрифты
В титрах Уэс Андерсон обычно использует шрифты «Futura» и «Helvetica». Также известно, что он работал с «Tilda» и «Didot». Все они соответствуют стилю Андерсона, потому что сами по себе простые и наглядные. Любимые шрифты Уэса высококлассно передают винтажную стилистику его работ.

Эта согласованность каждого фильма в похожем оформлении текста либо предполагает, что у Андерсона есть преднамеренное желание сохранить свой авторский стиль, либо ему просто очень нравятся эти шрифты и он использует их ради собственного удовольствия.

Одна из особенностей стиля Уэса Андерсона заключается в том, что мы не можем не обращать внимания на шрифты в его картинах. Все потому, что он постоянно делает акцент на текстах во всех своих фильмах. Эту закономерность невозможно не проследить в творчестве режиссера, а значит шрифт играет немалую роль в стиле Андерсона.

Почему Уэс заставляет нас так много читать? Он просто хочет выставить напоказ красоту выбранного шрифта или в этом заключен более глубокий смысл?

Андерсон знает, что, принуждая зрителя читать даже маленькие кусочки информации, он помогает аудитории лучше запомнить ее. И это очень умный ход! Мы чаще вспоминаем то, что читали, нежели то, что услышали или увидели. Это еще один способ сосредоточить внимание зрителя на деталях фильма. Текст действует на одну часть мозга, изображение — на другую, поэтому стиль Уэса Андерсона работает во всех направлениях.

К слову, текст позволяет ему быть прямолинейным и лаконичным. В противном случае Андерсон рисковал бы упустить или проигнорировать важную информацию, деталь сюжета. Удачно продуманные и хорошо написанные титры могут быть намного эффективнее, чем неуклюжая объяснительная сцена или монолог.


Оригинал статьи: The Wes Anderson Style Explained: A Complete Visual Style Guide
~
Читайте также

Анджело Бадаламенти – американский композитор итальянского происхождения, музыку которого нетрудно узнать людям, хоть немного знакомым с творчеством Дэвида Линча. Композитор родился 22 ...

В честь дня рождения Вуди Аллена сегодня мы предлагаем вам посмотреть занимательное интервью под названием "12 вопросов с Вуди Алленом"...

Взяли небольшое интервью у перспективного сербского актёра Милана Марича, исполнителя главной роли в фильме "Довлатов". Поговорили с ним о впечатлениях с Берлинского международного фестиваля и ...

Культовая картина перевернула представление людей о хоррор-жанре

Планирование и раскадровка играли для режиссёра важную роль. Он старался учесть все детали своих фильмов именно на этапе

1980-е стали пиком кризиса полнометражной анимации. Телевидение торжествовало, студии несли убытки. Однако один фильм изменил всё

О значении метафор и общей философии фильма от Джима Джармуша

Как работает эта индустрия, её история и какие приёмы используют дрессировщики

Made on
Tilda